Владелица сети HAIRCUT EXPRESS Ирина Погодина поделилась особенностями ведения бизнеса в Польше
Больше 20 лет украинка Ирина Погодина работает в индустрии красоты. Ирина – владелец бренда и разработчик системы работы парикмахерских салонов HAIRCUT EXPRESS.
Сегодня сеть HAIRCUT EXPRESS насчитывает более 150 салонов в 5 странах мира: Украине, Польше, Чехии, Испании и Германии. Из них 130 работают по франчайзингу. Об особенностях ведения бизнеса в Польше Ирина Погодина рассказала сервису международных платежей TransferGo.
Читайте также 90 дней пребывания в ЕС: могут ли украинцы повторно въехать в Польшу с исчерпанным безвизом
Путь Ирины: коротко
Ирина Погодина родом из Луганска. Первый опыт управленческой деятельности Ирина получила еще будучи студенткой Восточного национального университет имени В. Даля.
Около 3-х лет она руководила цехом по пошиву верхней одежды. Затем Ирина участвовала в проекте по созданию детских домов для детей с ЗРП при содействии Австрийской благотворительной организации "ГЛОБАЛ 2000".
Однако больше всего ей хотелось создать свое собственное дело. Уже тогда Ирина чувствовала, что ее будущее будет связано с предпринимательством, с бизнесом.
Ирина, почему вы решили открыть именно парикмахерскую? Как вы пришли к формату HAIRCUT EXPRESS?
Идея открыть парикмахерскую принадлежит моей маме. Чтобы понять, как этот бизнес работает, я пошла учиться на парикмахера, таким образом, получила еще одно образование. В конце 90-тых парикмахерские работали по старинке, а у знакомой был салон, она не знала, что с ним делать, и мы вместе решали, как работать.
Ирина с семьей (слева – мама) / Фото из личного архива Ирины
Затем я переехала в Киев, где помогла открыть еще несколько салонов. Я получала новый опыт. Потом взяла в аренду сначала пол зала, затем и весь. Тут я уже в полной мере прочувствовала все нюансы работы парикмахерской, которые можно увидеть только "изнутри". Было и воровство со стороны мастеров и другие вещи, которые не стыковались с моим мировосприятием. И все же хотелось открыть что-то именно свое.
В 2005 году я встретила будущего мужа, и с ним уже мы начали открывать свои салоны. Правда, это были обычные салоны, а хотелось чего-то особенного. В 2012 году мы с мужем были в Гонконге, и там я увидела, как работает местная парикмахерская. Это была лавочка мест на 6, в ряд стояли парикмахеры. Стоял терминал, куда посетители кидали деньги, получали карточку и садились в очередь. Эта парикмахерская работала как конвейер. И после того путешествия у меня начала развиваться идея нового формата парикмахерского салона.
Ирина с мужем / Фото из личного архива Ирины
На тот момент я окончила Университет КРОК в Киеве по специальности "Коммерческий директо", поэтому мне очень хотелось применить свои знания. И в 2013 году родился бренд "HAIRCUT EXPRESS". Мы сразу запускали 5 салонов. Мы были уверены в успехе. Сразу же начали поступать вопросы о покупке франшизы. Поэтому мы отработали пакет документов и в 2014 году в Киеве была продана первая франшиза.
Парикмахерские салоны "HAIRCUT EXPRESS" работают по определенному стандарту:
- нет предварительной записи, обслуживание в порядке живой очереди;
- нет администратора, вместо него установлен терминал самообслуживания;
- основные услуги: стрижка, укладка, окрашивание;
- рабочие места парикмахеров со встроенным пылесосом и дезинфицирующим аппаратом;
- особый подход к детям: специальная детская зона и подарок каждому ребенку после стрижки;
- мобильное приложение для мастеров и клиентов;
- бонусная программа для постоянных клиентов.
Интересно Как бы ни падал, нужно вставать и идти: история украинки, которая из-за войны приехала в Польшу
Почему вы решили открыть новые салоны в Польше? Чем отличается ведение бизнеса в Польше от Украины?
Выбрали Польшу, потому что она рядом. И менталитет похож на украинский. В 2013 году проводили в Польше исследование, и я почувствовала, что мы тут нужны. Не все так радужно было, как мне хотелось. Тут все делается не спеша, менталитет такой. Например, оборудование и мебель нам подготовили в Украине, а мы все здесь собрали. Потому что тут это все делалось бы дольше.
Терминал самообслуживания в салонах "HAIRCUT EXPRESS" / Фото из личного архива Ирины
Но сейчас я понимаю, что это нормально и правильно. Потому что правильные решения не принимаются быстро. Если нужна стабильность, обдуманность, дальнейшая перспектива, то польский подход – это то, что нужно. Вся Европа такая. И вся мировая экономика такая. Все решения должны быть обдуманные, обговоренные, взвешенные, такие решения дают большое будущее.
Что касается отличий ведения бизнеса, то я знаю, как в Украине заключаются договора. В Украине сначала можем начать делать, а потом договор заключить. В Польше сначала договор – потом действия. И на заключение договора идет столько времени, сколько нужно. Я считаю, что это правильно. Здесь договор – это главный документ, и ничего вне договора не может быть,
– отметила Ирина.
Налогообложение более-менее похоже. Но главное, что здесь налоги надо платить. Их можно оптимизировать, но платить – обязательно. Кроме того, в Польше все фискализировано, т. е. показывается весь оборот. При этом все прозрачно с НДС. Ты заплатил – тебе заплатили.
Ирина, как на ваш бизнес повлияла война в Украине?
Конечно, сначала все были в шоке, все переживали. Но за время войны наши салоны в Украине не только не закрылись, но и открылись новые. В Польше мы почувствовали, что увеличился поток ищущих работу. Было очень много людей на собеседованиях. Мы взяли достаточно много девочек, которые приехали сюда из-за войны. Даже без инструментов брали. Был языковый барьер, но поляки отнеслись к этому с пониманием. Мои девочки тоже помогали.
На сегодня одна треть из тех украинок, кого мы взяли за эти месяцы, уехали домой. Остальные продолжают успешно работать. Мы дали людям кусочек счастья и определенности. Конечно же, мы помогаем Украине. У нас оборот 2 миллиона евро в год. И до войны 1% от оборота шел на благотворительность. А сейчас мы эти средства направляем на помощь Украине.
Ирина, какие достижения в развитии бренда HAIRCUT EXPRESS вы считаете главными? Какие у вас планы на будущее?
Мы очень серьезно диджитализировались. У нас есть программное обеспечение для мастеров и для клиентов. Сейчас разрабатываем новую услугу, благодаря которой клиент с помощью своей фотографии сможет выбрать прическу. Есть бонусная программа как для клиентов, так и для мастеров. Например, наши парикмахеры с помощью бонусов могут выиграть инструмент или даже поездку на курорт. Мы постоянно стараемся совершенствоваться, придумывать что-то новое.
Награды салонов "HAIRCUT EXPRESS" / Фото из личного архива Ирины
Планы на будущее у нас, как всегда, глобальные. Сейчас будем открывать в Германии салоны, исследуем Нидерланды. Кроме того, хотим выйти за рамки Варшавы. Цель – от 2000 салонов по Европе, думаю, что выйдем даже за пределы Европы. И это будут хорошие качественные салоны. Тут даже не в цифрах дело. Главное, чтобы клиент был доволен, чтобы мастера хотели работать у нас, и чтобы бизнес зарабатывал.
Отметьте Для легкого поиска работы: в Польше создадут специальное приложение для украинцев
Ирина, расскажите о своей семье? Как вы совмещаете работу и дом?
У меня отличная семья. У меня двойняшки – мальчик и девочка. Родила в 40 лет, это осознанные дети. Я философски отношусь к этому вопросу. Мы не рожаем для себя детей, у нас такая миссия – продолжение рода. Моя задача – помочь им понять, в чем их потенциал, проявить его и развить.
С мужем у нас полная гармония. Мы познакомились в Киеве, хотя оба из Луганска. Он музыкант по образованию, но окончил свою карьеру. Он очень спокоен, духовно развит. Мы друг другу не мешаем, мы отдыхаем в этой жизни.
Я люблю работать, люблю то, что делаю, и поэтому у меня всегда есть силы для дальнейшего развития. И у меня дом – это работа, это офис. Мы с мужем вместе ведем бизнес. Он закрывает технические и информационные вопросы, а я– организационные. Я стратег, продвиженец. Очень хорошо, когда в бизнесе каждый занимается своим делом.
Ирина, чтобы вы посоветовали украинцам, которые хотят открыть бизнес в Польше?
Я сейчас наблюдаю за ребятами, которые приехали в Польшу. Одни сразу же подхватили флаг, шпагу и начали бежать. Они не слышат, что говорят. Они не слышат нас, кто давно переехал сюда. Понимаю, сочувствую. А есть ребята, которые приехали и ходят, спрашивают, узнают, наблюдают, присматриваются, сопоставляют, интересуются, учат язык.
Ключевой момент для тех, кто начинает бизнес в Европе, и в принципе где угодно – найти хорошего юриста и бухгалтера. Обязательно должны быть профессионалы по рекомендациям и кейсам. И нельзя на этом экономить. Потому что потом это может стоить подороже. Надо хорошо узнать, проконсультироваться у специалистов – и только потом начинать,
– советует Ирина.
Поговорите напрямую с предпринимателями. Предприниматели-украинцы, уже давно работающие здесь, открыты для общения. Здесь все делятся своим опытом. Кстати, в своем Инстаграмме я тоже делюсь полезной информацией. А вообще идеально – пойти поработать с поляками. На любую работу. Познакомиться с ментальностью поляков, заодно язык подучить.
Что касается стартового капитала, все зависит от того, чем хотите заниматься. Тот, кто хочет начать бизнес должен сам подсчитать, сколько ему нужно на старте. Единственное скажу, что цифру, которую вы считаете достаточной, нужно сразу умножать на 2.
И еще деньги – это инструмент достижения цели. Ставьте целью – деньги сами подтянуться. И люди и деньги. Ставьте цель, живите ею, не думайте о деньгах. Они сами приходят. Мы все гости в этой жизни и пришли сюда не напрягаться. Я получаю удовольствие от работы. Движение, действия, развитие, мои цели – вот что меня вдохновляет, мне от этого хорошо и радостно. И всем того желаю!