Участники интервью уверяют: они всего в жизни добились собственными усилиями. Даже с минимальными знакомствами, начальным владением польским и небольшим стартовым капиталом можно реализовать свои цели, если правильно распределить обязанности и искренне поверить в то, чем хочешь заниматься.

Интересно В Варшаве прошел фестиваль украинского кино: яркие фото и видео с места события

О видеопроекте "Украинцы за границей"

"Украинцы за границей" – это серия рассказов об успешных эмигрантах в видеоформате. Проект реализует компания TransferGo, которая специализируется на международных денежных переводах. TransferGo активно поддерживает трудовых мигрантов, поэтому охотно демонстрирует примеры счастливой жизни украинцев за пределами Родины. Ведь работа за границей не обязательно должна отвечать стереотипным представлениям о трудовой миграции. Выходцы из Украины в Европе создают культурные проекты, открывают собственное дело и получают престижные награды. И TransferGo помогает узнать больше о таких людях. А возможно – вдохновиться их опытом и стать одним из них.

Посмотреть все эпизоды "Украинцы за границей" можно в ютубе . К тому же героем проекта может стать каждый, кто напишет о таком желании в инстаграмме TransferGo .

Я знаю, с каким трудом сталкиваются украинские мигранты в Польше. Я сам переехал 2,5 года назад и прекрасно понимаю, что стоит за каждым переездом. Мне приятно, что наши герои делятся с нами своими часто нелегкими историями, успехами и неудачами. Почти каждый раз на съемках у меня "мурашки по коже", когда я разговариваю с героями и слышу невероятные факты из их мигрантской жизни. Для нас, как для беспокоящейся об украинцах компании важно рассказывать такие истории, вдохновлять других и давать им веру в завтра!
– отмечает Юрий Синенький, менеджер по маркетингу TransferGo.

TransferGo снимает сюжеты об успешных украинцах в проекте "Украинцы за границей" / Скриншот с видео

Первое Dobro&Dobro Cafe

О самой маленькой кофейне в Польше писали статьи и снимали сюжеты многие телеканалы. Владельцы популярного заведения Инна и Олег Яровые любят рассказывать, что их бизнес начался с шести квадратных метров "добра".

Пара переехала в Варшаву из Киева шесть лет назад с четким намерением открыть на месте кафе. Эта идея казалась супругам удивительно романтичной. Кофе, теплые разговоры, люди – это то, что наталкивает на приятные воспоминания и дарит атмосферу уюта. Хотя замысел возник спонтанно, Инна с Олегом тщательно планировали открытие собственного дела: изучали законодательство, начали посещать занятия по польскому еще в Украине, Инна работала над изготовлением карты поляка, а Олег ходил на курсы для предпринимателей.

Я очень адаптивный человек. Что стену строить, что кофе готовить, что в бухгалтерии или юристом работать – через все проходил и ко всему готов. Было желание развиваться в этом направлении. Была идея. И мы на месте искали помещение,
– рассказывает Олег.

Стартовый капитал украинцев в то время составил около 25 тысяч злотых. Пара продала автомобиль, взяла часть кредита в Украине, использовала собственные сбережения. Кофейню открыли через три месяца. Она сразу же привлекла внимание многих, потому что была очень нетипичной для Польши. Заведение получило сертификат рекорда как самое маленькое кафе, о нем стали много писать и рассказывать в новостях.

Привлекало внимание и то, что роль баристы в дебютном Dobro&Dobro Cafe занимал сам владелец заведения. Инна утверждает, что в этой работе ее мужу не было равных.

Он и готовил, и рассказывал. Без него не было бы того "добра", столько публикаций и любопытства,
– утверждает совладелица кафе.

Первый год – это было 365 дней ежедневной работы, говорят украинцы. Олег добавляет, что этот опыт был для него невероятно интересным, гораздо приятнее офисной работы. Мужчина старался быть очень открытым со всеми клиентами: спрашивал, где они работают, как у них дела, как провели выходные и тому подобное. Хотел запомнить, какой кофе пьют приходящие не впервые. Все это давалось нелегко со слабым уровнем польского. Сначала эмигрант писал вопросы на листе и изучал наизусть. Потом все стало получаться органично. Такое внимание и искренность нравились людям, поэтому постоянных посетителей становилось все больше. Олег отмечает, что сейчас 8 из 10 клиентов Dobro&Dobro Cafe – это те же посетители, которые покупали кофе здесь еще 5 лет назад. Эти люди уже давно приходят не ради напитков, а потому, а потому, что чувствуют себя друзьями и амбасадорами заведения.

Теперь у Яровых есть целая сеть кафе в двух европейских странах, 4 суши-кафе и идеи нескольких крупных проектов. Украинцы настроены еще более интенсивно расширять бизнес, хотят открыть еще много заведений в крупнейших городах Польши. Говорят, что им неинтересно без постоянных вызовов и развития.

Олег Яровой готовит кофе в собственном кафе / Скриншот с видео

Олег Яровой долгое время сам работал баристой в собственном кафе / Скриншот с видео

Как пережить карантин и не опустить руки

Не секрет, что гастрономический бизнес сильно пострадал в период пандемии COVID-19, потому что деятельность общепита оказалась под запретом. Даже маленькая сеть нуждается в больших расходах. Надо платить за аренду, есть обязательства перед персоналом и партнерами. Все это – большая ответственность.

Мы знали, что мы не можем закрыться. Должны были работать при любых обстоятельствах. Не было слишком большой финансовой подушки, чтобы ничего не делать,
– делится Олег.

Во время первого локдауна предприниматели быстро адаптировались: пересмотрели расходы, запустили онлайн-продажи, которых до этого не было, сделали много изменений внутри компании. Владельцы решили сохранить рабочие места всех работников, но снизить зарплаты. Еще добавили новую продукцию: начали продавать вареники, а к пасхальным праздникам выпекали куличи.

Вторую волну карантина переживали куда тяжелее. Были значительные финансовые потери. Но упорные украинцы не сдавались и делали все возможное, чтобы сохранить бизнес. Так, чтобы работать в период локдауна, предприниматели сделали дополнительный КВЭД (классификатор видов экономической деятельности) и начали работать как коворкинг. Тогда в кафе наведывались журналисты со скрытыми камерами, приходили на разговор представители полиции, потому что всех интересовало, как украинцам удается работать в период карантина. Но с правовой сторони Инна и Олег все делали правильно. Их деятельность как коворкинг была законной, а все меры безопасности тщательно соблюдались.

Эти бизнес-решения помогли Dobro&Dobro Cafe выстоять в сложные времена. Помощь от государства была минимальной, потому что в 2020 году украинцы открывали новые кофейни, а государство обращало внимание именно на обороты деятельности, а не убытки и доходы. Поэтому поддерживать деятельность заведений Инна с Олегом были вынуждены своими силами.

Далее бизнесмены настроены оптимистично. Говорят, что уже закалены трудностями и научились правильно на них реагировать, без лишней паники и эмоциональных всплесков.

Украинцы открыли самое маленькое кафе в Польше / Скриншот с видео

Об эффективном партнерстве в бизнесе и жизни

Инна с Олегом отлично дополняют друг друга и не устают проводить вместе все время.

Мы партнеры в жизни, в семье, в бизнесе – и это лучшая кооперация, которая только может быть. Чтобы вместе контролировать бизнес и жизнь, нужно немного разграничивать и отпускать какие-нибудь моменты,
– объясняет Инна.

В предпринимательской деятельности у супругов разные сферы ответственности. Инна сосредотачивается на маркетинге, продажах и стратегических решениях бизнеса. Олег имеет образование бухгалтера, разбирается в финансах, поэтому прекрасно справляется с техническими и операционными вопросами.

Пара удачно совмещает работу и воспитания детей. У Инны с Олегом их двое. Старшему Марку 3 года и месяц, младшей Даше всего 10 месяцев. Встречи с двумя детьми, говорят герои интервью, стали более сложными, но реальными.

Украинцы отмечают, что рады иметь двоих детей. Более того, планируют еще пополнение в семье, но уже с большей разницей в возрасте.

Чего сейчас не хватает бизнесменам, так это путешествий не с рабочей целью. До карантина возможностей было больше. Инна с Олегом были и в США, и в Китае. А карантинный год заставил ездить разве что между своими кафе по Польше и Чехии. Когда украинцы открывали новое заведение в Гданьске, даже шутили, что наконец побывали у моря, хотя и не купались. Поэтому в будущем пара надеется больше путешествовать и отдыхать.

Семья Яровых / Фото TransferGo

Как открыть кофейню в Польше

Хотя по рассказу украинцев может показаться, что открыть кофейню в Польше легко, но это не так, отмечают бизнесмены. Закулисье этого дела имеет свою цену.

Чтобы сделать бизнес в гастрономии, в частности создать кофейню, нужно каждый день стараться за каждые 10 – 15 злотых. Наш бизнес зависит от каждой транзакции, от каждого чека. И каждый чек – это то же качество обслуживания, продукта, маркетинга, коммуникации и так далее. На это не должны влиять финансовые проблемы, настроение баристы или другие факторы. Цена успеха – это 15 злотых каждый день, каждый час или минуту,
– подчеркивает Инна.

Чтобы получить результат, добавляют украинцы, нужно заниматься тем, что тебе нравится, делать это постоянно и делать хорошо.

Сейчас для открытия кофейни в Польше нужно как минимум 15 – 20 тысяч долларов. Конечно, всегда можно сэкономить: самому сделать ремонт, привезти кофемашину из Украины. Но качественное предоставление услуг, безусловно, требует больших инвестиций. Речь идет не только о средствах, но и о времени, знаниях и усилиях.

Инна и Олег Яровые подевались своими секретами успеха / Скриншот с видео

Заработать один миллион долларов за 100 дней

Инна с Олегом не устают на собственном примере доказывать, что любую цель можно воплотить в реальность. Так, недавно семья начала челлендж "Один миллион долларов за 100 дней". Идея состоит в том, чтобы получить столь большую сумму за ограниченный промежуток времени. Чтобы заработать эти деньги, пара начала заниматься сетевым маркетингом, вкладывать в криптовалюты, продавать что-то, откладывать ежедневно малые суммы. Таким образом, украинцы публично демонстрировали, как с помощью рвения можно достичь чего угодно.

Нужно инвестировать. Все равно с годами прийдет какое-то осознание этого,
считает Олег.

Зарабатывать на идеях, не бояться рисковать, не трястись за деньги, а заставлять их работать на свои цели и делать хорошо все, за что берешься, – такие месседжи хотят донести читателям и зрителям владельцы Dobro&Dobro Cafe .

Украинцы создали успешный бизнес в Польше / Скриншот с видео

Новый эпизод "Украинцы за границей" от TransferGo: смотрите видео