От работы на заводе стиральных машин к собственному SMM-агентству: опыт украинки в Польше

7 сентября 2021, 08:00
Читати новину українською
СПЕЦПРОЕКТ

Глобализация позволила украинскому бизнесу ориентироваться не только на отечественный рынок, но и находить своих клиентов за рубежом. С помощью соцсетей и удачному SMM-продвижению, спрос на украинские товары и услуги выходит за рамки государственных или региональных границ.

Закордон 24 пообщался с украинкой Анастасией Салюк, которая переехала из Хмельницкого в польский город Олава, что вблизи Вроцлава. Сначала девушка работала на заводе, где собирала стиральные машины, а сейчас развивает успешное SMM-агентство, которое занимается продвижением украинского бизнеса в Польше, в частности, с помощью TikTok. Об истории украинки и перспективах польского рынка для украинского бизнеса – далее в материале.

Читайте также Сколько денег перевели из-за границы в Украину за первое полугодие 2021: интересная инфографика

Почему украинка эмигрировала

В Украине Анастасия училась в университете и подрабатывала в сфере игрового бизнеса. Переезжать в Польшу никаких планов не было, однако хотелось попробовать, как это – жить за границей. В марте 2018 года, вместе с мужем, девушка переехала в город Олава. Сейчас супруги на этапе переезда в Варшаву.

Украинка признается, что решение остаться на дольше в Польше пришло уже потом, после адаптации и оценки перспектив. Сейчас Анастасия планирует развить собственное SMM-агентство, которое могло бы работать без нее, и приносило пассивный доход. Дальше – предпринимательские амбиции на родине, в Украине (через 2 – 3 года).

Сложности адаптации

По словам украинки, адаптация в новой стране была тяжелой, но не долгой – около 6 – 8 месяцев. Почти все окружение является украинским, однако сложно было привыкнуть к менталитету и местным правилам.

Сейчас польским языком девушка владеет – выучила, когда училась в авто- и полициальной школах. Поскольку в быту Анастасия общается исключительно с русско- или украиноговорящими людьми, то польский использует только в работе.

Первый опыт работы в Польше

Почти два года Анастасия работала на заводе в Олаве. Девушка рассказывает, что опыт – не из лучших. Ежедневно приходилось выполнять рутинную работу, летом температура в помещении достигала 30 – 35 градусов, ведь никакого кондиционирования не было. Из-за загруженности и жары сотрудники часто теряли сознание.

Я чувствовала, что здешние и иностранцы определенным образом разделены на касты. Очень часто можно было услышать что-то негативное в свою сторону только на основании национальности. Я получала меньшую зарплату, чем поляки, и карьерных перспектив было не много только потому, что я – украинка,
– делится опытом Анастасия.

Собственное SMM-агентство

Украинка начала вести свой блог два года назад. Во время карантина прошла несколько курсов по SMM, после чего уволилась с завода и начала работать фрилансером. Понимая, что нужно развиваться дальше, и конкуренция в этой области небольшая, решила серьезно заняться тем, что нравится.

Сейчас вместе с Анастасией работает один помощник, а в планах – нанять еще четырех. Украинка пыталась легализовать собственное дело через бизнес-инкубатор и другие фирмы, но самым оптимальным вариантом для развития стало открытие общества с ограниченной ответственностью.

Такая возможность доступна иностранцам, которые не имеют польских корней, постоянного побыта или карты резидента, а регистрировать общество нужно минимум на двух человек (Анастасия оформила компанию на себя и мужа) – для этого нужны только загранпаспорта.

Зачем украинскому бизнесу польский рынок?

По мнению Анастасии, весь украинский бизнес должен развиваться не только на отечественном рынке, но и на польском, в частности, потому, что:

  • во многих нишах существует гораздо меньшая конкуренция, чем в Украине, и это позволяет достигать лучших, по меньшей мере, финансовых результатов;
  • за ту же услугу или товар в Польше готовы заплатить больше, чем это может сделать украинский клиент;
  • в Украине развита сфера услуг, поэтому многие поляки менее требовательны и проще относятся к сервису.

Анастасия уверяет, что в некоторых отраслях деятельности Польша отстает от Украины как минимум на 5 лет, в частности в сферах:

  • кондитерских изделий;
  • SMM и таргетированной рекламы;
  • блогерства и продюсирования;
  • бьюти-индустрии;
  • недвижимости и риэлторской деятельности.

Украинка убеждена, что ранее исключительно развлекательная социальная сеть TikTok сегодня является перспективной площадкой для бизнеса, который стремится найти клиента или покупателя, или же просто хочет развиться. Вместе с тем, если бизнес видит себя на этой площадке, то делать это нужно уже и сейчас – за несколько месяцев конкуренты займут лучшие позиции, и продвинуться там будет труднее.

Родные и близкие в Украине

Украинка признается, что все родные и друзья остались в Украине, и никто из них даже не думает переезжать в Польшу. На протяжении жизни Анастасии в республике, ей удалось побывать дома дважды – этим летом она посетила Хмельницкий второй раз за 2,5 года.

Связь с Украиной девушке удается поддерживать, в частности, благодаря сервису TransferGo. О надежных и быстрых онлайн-переводах девушка узнала около 3,5 лет назад от соседей в Польше. С тех пор она активно использует их удобное приложение, чтобы оплатить различные курсы или иные услуги в Украине. С помощью TransferGo удается перевести деньги без скрытых комиссий и по выгодным курсам валют.

Совет для украинской молодежи

Анастасия советует украинской молодежи, стремящейся уехать за границу, не бояться никаких рисков. Страх, по словам девушки, это единственное, что может помешать, однако стоит быть сильнее его.

Живем один раз, поэтому попробовать стоит! Пока мы молоды, то лучше делать то, что хочется. Если человек действительно искренне хочет эмигрировать – надо это делать сейчас, и помнить, что в Польше существуют не только склады и заводы,
– советует Анастасия.

Анастасия на встрече, которую организовала для молодежи в Польше / Фото Анастасия Салюк